Мозаика из Помпей
Хотя историки искусства предполагают, что истоки батальной живописи можно искать ещё в культуре доисторических людей, украшавших стены пещер сценами охоты, первые изображения сражающихся воинов появились гораздо позже. Собственно, первым из известных живописных произведений батальной тематики считается знаменитая мозаика из Помпей. На ней изображено сражение армии Александра Македонского с войсками персидского царя Дария III при Иссе.
На мозаике — решающий момент битвы: Александр ведёт в атаку кавалерию гетайров, а персидский владыка, видя поражение своих воинов, в панике бежит с поля боя.
Безусловно, наличие столь совершенной мозаики говорит нам, что батальный жанр существовал в античном искусстве. Однако иных столь же масштабных изображений тех времён до нас не дошло. Хотя сохранились другие работы, на которых запечатлены бои гладиаторов или бытовые сцены из военной жизни.
Ковёр из Байё
С началом Средневековья искусство пришло в упадок. Римские дворцы были разрушены, величественные памятники приходили в запустение. Но войны и подвиги аристократии требовали увековечивания. Так изображения битв появились на книжных миниатюрах, сопровождавших иллюстрированные хроники, которые повествовали о различных сражениях. А в «крупном формате» батальный жанр дебютировал на одном из самых известных памятников Средневековья — ковре из Байё.
Полотно покрыто вышивкой со сценами завоевания Англии нормандским герцогом Вильгельмом. Несмотря на гигантский размер, — более 68 метров в длину — это не что иное как увеличенная до размера картины книжная миниатюра, сохранившая все её художественные особенности: орнаментальность, упрощённый стиль рисунка и общую нереалистичность изображённого при большом внимании к мельчайшим деталям.
На ковре из Байё во всех подробностях демонстрируется вооружение средневековых воинов, но вот реконструировать с его помощью ход битвы при Гастингсе не выйдет.
Первая батальная картина
В позднее Средневековье европейское искусство переживало большой подъём. Приближалась эпоха Ренессанса. По дошедшим до нас сведениям, замки аристократии часто украшались гобеленами с изображениями сцен охоты. А от таких картин до батальной живописи — один шаг.
Этот шаг сделал итальянский художник Паоло Учелло в 1456 году, когда начал работу над тремя картинами, посвящёнными битве при Сан-Романо.
Под кистью живописца эпизод из длительного конфликта итальянских городов Флоренции и Сиены превратился в этапный памятник батальной живописи, на котором присутствуют все характерные особенности этого жанра. Изображено поле близ городка Сан-Романо, на котором встретились войска, показаны сражающиеся армии и продемонстрирован ключевой момент битвы — решающая атака флорентийских рыцарей и поражение командующего сиенцами Бернардино делла Карда.
Именно по этому канону батальные полотна выполняются вплоть до наших дней.
Большой масштаб
Но настоящий расцвет баталистики пришёлся на эпоху раннего Нового времени и абсолютизма. Войны XVI–XVIII столетий отличались особой военной красотой. На поле боя выходили ровные ряды солдат, одетых в красочные мундиры. Над головами воинов развевались многоцветные знамёна, а боевые действия сопровождались музыкой. Сражения приобрели удивительно упорядоченный характер, похожий на игру в шахматы, где полководцы вместо фигур двигали по полю отряды солдат. Битвы часто походили на хорошо отрепетированный спектакль и, бывало, собирали множество зрителей.
Первые примеры нового стиля батальной живописи: работы Тинторетто «Осада Зары», на которой изображён первый бой Четвёртого крестового похода, принёсшего венецианцам неисчислимые богатства, и Андреа Вичентино «Битва при Лепанто», изображающая важнейшее морское сражение XVI столетия, остановившее османскую экспансию на Средиземном море.
Обе картины созданы на рубеже XVI–XVII веков — эти огромные полотна с изображением множества сражающихся воинов создают ощущение грандиозного события, разворачивающегося перед зрителем.
По всем правилам военной науки
В XVII веке оставалось придать батальному жанру больше реализма. В этом одним из первых оказался испанец Веласкес с полотном «Сдача Бреды», заслуженно считающимся одним из главнейших шедевров баталистики. Картину отличает большой масштаб происходящего. На заднем плане мы наблюдаем подробную сцену осады голландского города Бреда, укреплённого по новейшей бастионной системе. На переднем же плане находятся крупные фигуры — Амброзио Спинола, принимающий ключи от города у склонившегося в поклоне Юстина Нассауского.
Стройные ряды испанских копейщиков не только создают основную линию зрительного ряда, но и подчёркивают мощь и непоколебимость испанской пехоты, добывшей для короля Филиппа IV эту славную, но в конечном счете бесполезную победу.
После Веласкеса европейские живописцы стали писать батальные картины по всем правилам военной науки, подробно изображая построения войск, мельчайшие детали военной формы, оружия и знамён. По картинам XVII–XVIII веков можно легко изучать историю военной одежды и вооружения, поскольку заказчики этих полотен разбирались в военном деле не хуже художников, от которых требовались высочайший профессионализм и внимание к мелочам.
Классическая батальная живопись
Одним из ярких авторов этого периода считается нидерландский художник ван дер Мейлен. На своих полотнах он увековечил победы французской армии при Людовике XIV. Именно ван дер Мейлен возвёл в канон подробнейшее изображение поля боя, с детальной перспективой, демонстрирующей тысячи сражающихся солдат.
Картины XVII–XVIII веков показывают поле боя, как будто с высокого холма, а на переднем плане практически всегда будет изображён или король, ведущий свою армию, или другой знатный полководец. Военные картины этого времени не только изображали исторические события, но прежде всего прославляли королевскую власть.
Одной из вершин классической батальной живописи считаются работы Антуана-Жана Гро, барона Империи и одного из любимых художников Наполеона I. Все его картины исполнены в отличной технике, все они посвящены восхвалению военного гения императора французов. Но Гро первым стал обращать внимание на досадные мелочи, которыми пренебрегали живописцы «старой школы».
Если на прежних полотнах война всегда выглядела скорее парадом, то Гро — к примеру, в картине «Наполеон на поле битвы при Эйлау» — не стесняется изображать страдания солдат, мёртвые тела и множество раненых. Ведь пролитая кровь лишь оттеняет величие императора, который мчится среди смерти и разрушения, сопровождаемый блестящей свитой.
Новая школа
Девятнадцатый век в искусстве стал эпохой борьбы реализма против академизма. Сторонники первого изображали жизнь «как она есть», без украшательства, аллегорического стиля и обязательной назидательности. Началось проникновение реализма и в такой бастион академической живописи, как баталистика.
В числе новаторов оказался Франц Крюгер — один из самых модных военных художников 20-50-х годов XIX века.
Он отказался от крупного изображения заказчика на переднем плане и, сохраняя академическую чёткость письма, ввёл в батальный жанр бытовые сценки, которые создавали его картинам репутацию настоящей энциклопедии военной жизни столетия. Его знаменитый «Парад в Берлине», написанный по заказу Николая I, — не парадный портрет царствующей особы, а скорее зарисовки жизни берлинских горожан на фоне происходящего военного церемониала.
Ещё один немец, Петер фон Хесс, создал множество масштабных полотен, демонстрирующих сражения эпохи наполеоновских войн, в которых отличное знание военной униформы сочеталось с вниманием к пейзажам и повседневной стороне военной жизни. Для того чтобы выполнить заказ на серию картин, посвящённых войне 1812 года, Хесс специально посетил все места сражений, которые он должен был увековечить. Вот скрупулёзность, способная стать достойным примером для многих современных художников, в глаза не видевших ничего из того, что они берутся изображать.
С середины XIX века классическая батальная живопись начала постепенно уступать место реалистичной. Рассказ о них —тема другого материала.