Крамольное созидание: как зародилось обнаженное искусство
520
просмотров
В истории искусства традиция изображения обнаженных персонажей имеет за собой очень давние традиции.

Но как же зародилось само обнаженное искусство?
«Созерцание». Игнасиа Спиридон, 1899 год.

В начале истории изображение наготы служило практически исключительно культовым целям. Первыми, выделившими наготу как самостоятельный предмет искусства были древние греки, у которых подобная форма изложения именовалась «идеальной» или «героической наготой».

Греческий бегун. Изображение с чаши VI века до н. э.

К сожалению до наших дней не сохранилось никаких письменных свидетельств о причинах, по которым греки стали изображать людей голыми.

Примечательно, что с приходом христианства произошел не полный отказ от изображений обнаженных персонажей. И несмотря на то, что нагота прочно ассоциировалась с Античностью, а следственно и с античными героями и божествами, превратившимися в христианском представлении в идолов и демонических созданий, в ряде случаев прослеживаются хоть и весьма удивительные, но вполне закономерные исключения.

Афродита Книдская. Римская копия с греческого оригинала, IV век.

Наиболее ярким примером подобного исключения является Геракл, величественный облик которого с приходом христианства был аллегорически истолкован как неотъемлемый признак сильного и доброго героя. К тому же поздние представления о Геракле были крайне схожи со многими библейскими персонажами, но в особенности с легендарным Самсоном и прославленным библейским царем Давидом.

И то, что для иконографии Геракла обнаженность образа была вполне допустима, преобразовалось в ее допустимость и для Самсона и Давида.

«Давид». Микеланджело Буонарроти, 1501—1504 год.

И данная уместность наготы в христианском мире вовсе не является единственной.

Другим ярким примером являются вполне традиционные изображения Адама и Евы в обнаженном виде, как до грехопадения так и после.

Многие искусствоведы склонны считать, что представления об «обнаженной красоте», как и сами формы героев были взяты из античного искусства, и лишь приспособлены к духу времени что вполне прослеживается по весьма характерному прикрытию наиболее вызывающих мест фиговым листом.

«Адам и Ева». Альбрехт Дюрер, 1507 год.

Несомненно, изображения обнаженных героев достаточно часто встречаются в Средние века, в том числе и как религиозные творения, но в целом их образы достаточно скромны вплоть до XVl века.

Первые обнаженные образы эпохи Возрождения, как и в Средние века, встречаются исключительно в произведениях искусства созданных по религиозным мотивам.

Но затем происходит своего рода революция. Наиболее известные и несомненно смелые мастера эпохи Возрождения начинают брать за основу не только библейские, но и античные мотивы. Или другими словами возвращаться к истокам, той самой «идеальной» и «героической наготой» столь популярной у Древних греков.

«Рождение Венеры». Александр Кабанель, 1863 год.

Обнаженное искусство до сих пор не утратило своей привлекательности и актуальности, на протяжении не одной тысячи лет являясь одной из самых любимых тем художников и скульпторов.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится