Художник и отец художников, Егор Маковский
Начать рассказ о художниках Маковских следует с Егора Ивановича. Он родился и вырос в Звенигороде, в семье обрусевших поляков. В 1818 году, в шестнадцать лет, Егор Маковский оказался в Москве, там и прожил до самой своей смерти в весьма почтенном возрасте. Юноше нашлась одна должность помощника бухгалтера, а там и место в Экспедиции кремлевского строения, возглавляемой князем Юсуповым. В этом ведомстве Маковский прослужил до старости.
Но славился он прежде всего своей особенной любовью к искусству, любовью деятельной, непритворной. Егор Иванович собирал коллекцию гравюр, музицировал, писал картины, копировал музейные оригиналы и, в частности, малых голландцев. От конторы ему досталась квартира у Кремлевских стен, там он жил с красавицей-женой Любовью Корниловной, в девичестве Молленгауэр, известной на всю Москву своим прекрасным сопрано.
Дети, которые появлялись на свет в семье Маковских, были с младенчества погружены в мир музыки, живописи, театра. Дом Маковских прославился как своеобразный культурный центр, там бывали не только служители муз, но и представители московской аристократии. В 1833 году именно при активном участии Егора Ивановича Маковского возник Московский художественный класс, который впоследствии превратился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, существующее и по сей день.
Детей Маковский-старший не только учил, но и вдохновлял, заражал любовью к искусству. «Любуйся и запоминай» - наставлял он каждого, снаряжая на прогулку карманными альбомчиками и карандашом для зарисовок. Ворона, лица прохожих, уличная сценка – все это сыновья и дочери Маковского привыкли оставлять на листах своих тетрадей, именно так, как учил отец – любуясь.
До взрослых лет у Маковских дожили пятеро детей, дочь Мария стала актрисой, а другая дочь, Александра, и трое сыновей – художниками.
Александра Маковская, Константин Маковский
Александра Егоровна родилась в 1837 году. Специального образования как живописец она не получила – для женщины в ту эпоху это было довольно затруднительно. Зато отцовская школа, да еще общение с друзьями семьи, среди которых были Карл Брюллов и Василий Тропинин, позволили ей и без всяких учебных заведений освоить профессию художницы. Маковская писала пейзажи – во второй половине XIX века этот жанр живописи набирал популярность, становясь самостоятельным направлением в изобразительном искусстве.
Произведения Александры Егоровны напоминали работы импрессионистов, а уровень ее мастерства подтверждало то, что они частенько оказывались выкупленными в коллекции Бахрушина и Третьякова. Александра не вышла замуж, она долгое время жила с матерью, которая ушла от отца «после долгих раздоров».
А самым, пожалуй, знаменитым из Маковских стал Константин – старший из сыновей Егора Ивановича. Он появился на свет в 1839 году. С четырехлетнего возраста он рисовал, и рисовал много. В шестнадцать лет поступил в училище живописи и ваяния, то самое, которым занимался отец. Спустя семь лет, проявив себя блестящим учеником и получив все возможные награды, Константин Маковский отправился в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.
Маковский оказался в числе тех самых четырнадцати студентов, что в 1863 году отказались от участия в конкурсе на Большую золотую медаль, протестуя против навязанной Академией темы для работы. Он вступил в независимую артель художников под руководством Ивана Крамского. С 1870 года Константин Маковский участвовал в работе Товарищества передвижных художественных выставок.
Покинув Академию и лишившись шанса получить диплом, Маковский, тем не менее, не остался без заказчиков: уже тогда портреты в его исполнении пользовались успехом; художник оборудовал мастерскую в центре Петербурга и уверенно двигался к званию самого модного портретиста столицы. За свою работу он брал много, очень много, и тем не менее заказы не переводились.
Передвижники упрекали Константина Маковского в отходе от принципов Товарищества: его «картины повседневной жизни» получались уж слишком идеализированными, и так оно и было: изображенными на этих произведениях сценами хотелось любоваться, настолько завораживала простая и естественная красота «пойманного» художником мгновения.
За картину «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» Маковский получил звание профессора Академии художеств. А в середине 1870-х годов он совершил в компании с братом Николаем путешествие в модный тогда Египет, и тогда окончательно переключил внимание с социальных проблем на проблемы сочетания цветов и оттенков на картинах.
Большие полотна Маковского – главным образом на историческую тему – уходили за границу, российским коллекционерам они были не по карману. Павел Третьяков редко покупал картины художника, считая цены на них непомерно завышенными. Но покупатели находились – очень уж приходился по вкусу стиль Маковского – размытый фон, непроработанные детали, отчего лицо, глаза на портрете становились композиционным центром.
Константин Маковский был трижды женат; со второй женой, которая часто позировала ему, художник развелся после того, как встретил в 1889 году на Всемирной ярмарке в Париже новую любовь – она и стала впоследствии женой, а потом вдовой. После смерти Константина Маковского его огромная коллекция, включающая картины голландских, английских и французских мастеров, ювелирные изделия, старинную посуду и даже кареты, была распродана с аукциона.
Николай Маковский, Владимир Маковский
Николай Маковский, средний брат, окончил Московское Дворцовое архитектурное училище, потом учился в петербургской академии по отделению архитектуры. За проект сельской церкви он получил Малую серебряную медаль. Но своим основным занятием Николай Егорович сделал живопись.
Он был среди учредителей Товарищества передвижников, за неучастие в выставках оказался исключенным спустя два года. Произведения Николая Маковского – это городской пейзаж и жанровая живопись; он создал, помимо других, украинскую серию и картины с видами исторической части Москвы.
Младший из братьев-художников, Владимир Маковский, родился в 1846 году. Он, как и остальные, учился у Тропинина, переняв его живописную манеру; оттого произведения Константина и Владимира напоминают тропининские. Как и старший брат, младший Маковский ценил свой труд высоко, оформлял картины в дорогие золоченые рамы и продавал за весьма солидные суммы.
Правда, и к себе Владимир предъявлял высокие требования, он отличался крайней организованностью и строгой дисциплиной, Каждый час был отведен под свое дело, каждый день был упорядочен.
Это позволило художнику совмещать работу в мастерской с преподаванием и управлением учебными заведениями – сначала в Московском училище, затем – в столичной Академии художеств. Он стал первым ректором этого заведения, оставаясь на посту до самой своей смерти в возрасте семидесяти четырех лет.
Владимир Маковский оставил после себя несколько сотен картин, в основном жанровую живопись. С появлением у него семьи на холстах художника все чаще стали появляться изображения детей. И вновь ими, как и другими персонажами, хочется любоваться, настолько завораживает пойманный на картине момент жизни, настоящей и красивой – для семейства Маковских эти понятия были очень близки, почти равнозначны.