Работы французского художника-постимпрессиониста Поля Сезанна сформировали мост между импрессионизмом конца XIX века и кубизмом начала XX века. Его мастерство написания, тона, композиции и цвета очень характерно и узнаваемо во всем мире.
№ 1 В отличие от своих современников, Сезанн был богат
Отец Поля Сезанна был соучредителем банковской фирмы, что позволило ему оставить значительное наследство своему сыну. Это сделало Сезанна финансово защищенным - привилегия, которая была недоступна большинству его коллег. Отец Сезанна хотел, чтобы сын стал адвокатом. Он даже посещал юридическую школу в Университете Экс с 1858 по 1861 год, но параллельно с этим обучался живописи. В 1861 году он покинул университет, чтобы следовать своей мечте и стать профессиональным художником. Его отец уступил его решению, и Сезанн впоследствии получил наследство в 400 000 франков.
№ 2 Знаменитый писатель Эмиль Золя был близким другом Сезанна
Кто такой Эмиль Золя? Эмиль Эдуард Шарль Антуан Золя был французским романистом, драматургом, журналистом и самым известным практиком литературной школы натурализма. Сезанна и Золя сближало увлечение литературой. Они восхищались романтизмом Виктора Гюго, Альфонса Ламартина, Альфреда Мюссе. Они много говорили о своём будущем, внушая друг другу решимость посвятить свою жизнь искусству. В течение большей части своей карьеры Золя положительно прославлял художественные работы Сезанна. Дружба Сезанна с Золя продолжалась много лет, но в 1888 году Золя решил использовать образ своего друга для основы своего романа L'Ouvre о трагическом художнике Клоде Лантье. Для Сезанна этот поступок был нарушением приличий и договоренностей. Дружба, начатая еще в детстве, отчасти была разрушена.
№ 3 Сезанн был учеником декана импрессионистов - Писарро
В Париже Сезанн стал учеником Камиля Писсарро, которого часто называют «деканом художников-импрессионистов». Камиль Писсарро был датско-французским художником-импрессионистом и неоимпрессионистом, родившимся на острове Сент-Томас. Величие Камиля Писарро - во внушительном вкладе в импрессионизм и постимпрессионизм. По словам Сезанна: «Писсарро был для меня отцом. Человеком, с которым можно посоветоваться. Человеком, немного похожим на самого Господа». Позже Сезанн и Писарро стали работать вместе и отношения между ними стали более равными.
№ 4 Сезанн считается творцом современного экспрессионизма
С 1861 по 1870 год работы Сезанна характеризуются более темной палитрой и интенсивным использованием черного. Этот период его работы называют «темным». Также в эти годы Сезанн часто использовал мастихин в своих работах («Женская одежда» (1867), «Изнасилование» (1867) и «Убийство» (1867–68)).
№ 5 Его первый ребенок родился вне брака
С 1870 по 1878 год Сезанн под влиянием Писсарро отказался от темных цветов, и его полотна стали более яркими ярче. Этот период называется этапом импрессионизма. Некоторые из его работ того периода, которые сейчас считаются выдающимися, в то время были осмеяны коллегами. Но вот кто никогда не высмеивал художника, а, напротив, поддерживал его, так это Писарро. Яркая палитра в творчестве сопровождалась столь же яркими жизненными событиями: у Сезанна родился сын от любимой женщины Марии-Гортензии Фике. Кстати, опасаясь осуждения своего отца, а также из страха потерять наследство, Сезанн скрыл от него новость о рождении сына вне брака. Тот узнал о внуке лишь через 6 лет, но наследства так и не лишил. Впоследствии художник все же женился на Гортензии.
№ 6 Сезанн часто терпел насмешки и отказы
Художник представлял картины в Парижском салоне каждый год с 1864 по 1882 годы. Однако, получал насмешки со стороны критиков. Сезанн выставлял свои работы восемь раз вместе с импрессионистами - и все это время получал отказы! Впоследствии Сезанн принимает решение не выставлять свои работы на публике в течение двадцати лет. И только в 1904 году, за два года до смерти художника, в парижском осеннем Салоне целый зал был отведен для демонстрации картин Сезанна. Эта выставка стала первым действительным успехом, более того — триумфом художника.
№ 7 Сезанн был медленным художником
Сезанн медленно писал картины, полагая, что ему нужно по-настоящему и с особой тщательностью наблюдать и понимать свой предмет, прежде чем сможет запечатлеть этот предмет с помощью кисти. Например, портрет мог занять у Сезанна более 100 рабочих сессий. Однажды Амбруаз Воллар сменил позу в то время, как Сезанн писал его портрет. Художник тут же вскочил со словами: «Несчастный! Вы испортили позу! Я же говорил вам в самом деле, что вы должны держатся, как яблоко! Разве яблоко делает движения?».
№ 8 Преданность Сезанна своей работе стоила ему жизни
Сильная самоотдача Сезанна живописи в итоге стоила ему жизни. Однажды Сезанн попал в шторм во время работы в поле. Но жестокие погодные условия не стали для него препятствием: он продолжал работать еще в течение двух часов, прежде чем решил пойти домой. По пути домой художник потерял сознание, его привели домой и он больше не мог встать с постели. Через несколько дней Сезанн умер от воспаления легких. Художник был похоронен на старом кладбище в своем любимом родном городе Экс-ан-Прованс.
№ 9 Пикассо и Матисс называли Сезанна отцом всех художников
Сезанн хотел представить реальную жизнь в простых формах. Его картины – это застывшие геометрические фигуры. Даже пейзажи, даже портреты у него строго геометричны. Он исследовал оптические явления, чтобы дать зрителю эстетическое ощущение глубины. Изучение Сезанном геометрических упрощений и оптических явлений вдохновило многих художников 20-го века на эксперименты с упрощениями и сложными множественными видами. «Он был отцом каждого из нас» сказали Матисс или Пикассо.
№ 10 Поль Сезанн создал один из самых дорогих работ в истории живописи
«Игроки в карты» — серия из пяти картин французского художника Поля Сезанна, написанных им в период 1890—1895 годов. Картины отличаются между собой по количеству изображенных игроков и размеру. Одна из картин является вторым самым дорогим произведением искусства из когда-либо проданных на тот момент. В 2011 году семья эмира Катара согласилась купить картину у частного коллекционера за 250 миллионов долларов. На картине изображены провансальские крестьяне, увлеченные игрой в карты и курением трубок. В качестве героей художник использовал местных рабочих, которые работали и в имении семьи Сезанн.