Да и народные песни-былины ярко описывают церемониал средневековых княжеских пиров, где действо вращалось вокруг кубка с хмельным медом. На Руси выпивали, но все подчинялось вековым ритуалам.
Первые упоминания о кубке и что пил народ
Издревле известный на Руси кубок пришел к нам с заморскими дарами и являл собой сугубо княжеский сосуд. Несмотря на то, что вплоть до 17 века кубки завозились в Россию из Западной Европы, сегодня они воспринимаются исконно русским предметом посуды. Первые письменные упоминания победоносной чаши, датированные X веком, касаются черепа князя Святослава, из которого пили враги. Встречаются в летописях и ритуальные заздравные чаши.
Что же пили в домонгольской Руси? При Владимире Святославиче и первых его преемниках крепкого алкоголя русские не знали. Простые люди употребляли мёд, квас (густое пиво, откуда вышло выражение «квасить»), брагу и сбитень (перевар). По весне к ассортименту добавлялась березовица – перебродивший берёзовый сок. Напитки эти, как правило, варились 2-3 раза в год «марш-броском» – на всю слободу или деревню.
Знать отдавала предпочтение хмельному меду. Лаврентьевская летопись гласит, что в 945-м княгиня Ольга повелела наварить древлянам много меда с целью справить траурную тризну по убитому ими же князю Игорю. Судя по исходу разыгранного мстительной супругой действу меды в те времена варились крепкие.
Званые обеды для сближения с дружиной
Выпивать русичи выпивали, но длительные запойные пиры в воинственные времена стали бы губительными. Владимир Святославич подавляющий период своего правления либо воевал, либо пребывал в постоянной готовности к новой войне. В этих условиях он регулярно устраивал застолья, объединявшие бояр с дружинниками. Традиция общих придворных пиров сохранялась до самого татаро-монгольского пришествия.
Совместная трапеза подчинялась четким правилам, когда уровень почета гостя и даже его место за столом соответствовали его положению в обществе. Великие князья ели и пили в компании с присутствующими. Русский историк Терещенко писал, что вельможи и высокопоставленные духовные особы в едином порыве сливались с представителями других сословий, проникаясь духом братства.
Примеру Рюриковичей следовали и подданные. Русская богатырская былина рассказывает, как Илья Муромец собрал за общим столом простой люд, подобно князьям.
Ритуалы трапез и дошедшие до нас приметы
Участник княжеского пира не ограничивался бессмысленным распитием алкоголя. С поднятой чашей в руке произносились молитвы, здравицы, клятвы, а порой и заговоры, обращенные к высшим силам. Подношение во время застолья кубка из княжеских рук считалось наградой. По языческим представлениям на пиру присутствовали все умершие представители рода, поэтому трапеза частично наделялась мистическим характером. Оттуда и пошла практикуемая до сегодня традиция наливать на поминках покойнику.
Излишества в распитии алкоголя имели место по простой причине. Напоить допьяна гостя считалось для устроителя трапезы долгом и честью. В некоторых исторических источниках прослеживается представление о новом в компании человеке. Якобы, упиваясь на глазах у остальных он автоматически становится своим. Уделялось серьезное внимание и ритуалу опустошения кубка до дна, что связывалось с пожеланиями хозяину изобилия, ассоциируемого с «полной чашей». Не допить – значит оскорбить. Эту традицию подмечали средневековые путешественники, рассказывавшие, что не осушивший чашу до капли считается врагом здоровью хозяина дома и хозяйки. По свидетельству британца Климента Адамса, «одним духом» (залпом) пил чашу Иван Грозный, убеждая следовать его примеру и иностранных послов.
Символизировались статус каждого кубка, очередность и манера его выпивания. Если князь в тосте упоминал кого-то из гостей, то испитый остальными глоток утверждал его статус и «реализовывал» государевы пожелания. Высшей удачей считалось пожелание здоровья из уст князя, ведь пьющие были уверены, что вместе с заздравной на человека тут же исходит особая сила. Этнограф Терещенко писал, что в начале застолья поднимались кубки за здоровье государя, государыни, затем за патриарха, именитых сановников, победоносную силу оружия и далее за каждого присутствующего. Проигнорировать кубок за здоровье значило высказать неуважение.
Кубок, решавший вопросы госважности
Алкоголь интегрировался в социально-политическую жизнь, со временем став способом и инструментом устроения всеобщего порядка. На пирах решали вопросы первостепенной государственной важности. Именные заздравные тосты чередовались с обсуждением и принятием актуальных в военно-политической сфере решений и даже законов. Этот функционал пиров подтвержден «Псковской судной грамотой» от 1397 года, где прямым текстом говорится, что производство судебных мероприятий дозволяется и считается нормой на пирах (братчинах).
Сегодняшнее народное порицание трезвенников и недоверчивое к ним отношение тоже берет начало с древних времен. Ведь участие в княжеском пиру приравнивалось к общественному и социальному признанию. Одним из видов наказания провинившихся было лишение права посещения «братчины». Считалось, что человек, не допущенный к пиру, будет лишен защиты богов и предков. Это превозношение сакральности хмельных застолий долгое время пытались перебороть христианские священники, пришедшие искоренять язычество. Но старания не венчал успех. Тогда пришлось выходить на компромисс, связывая календарно языческие праздники с христианскими. Так, Масленицу подвели к Пасхе и сделали предшествующей Великому посту неделей.
В истории СССР, однако, были периоды, когда с пьянством не то что боролись, а даже невольно поощряли. Это объясняет, почему в стране много пили при Брежневе.