Тициан по своей природе был «высоким статным горцем с гордой осанкой и орлиным профилем», имевшим богатырское телосложение и несокрушимое здоровье. С юных лет живя в Венеции, которая славилась, кутежами, праздничной атмосферой маскарадов, купцами и куртизанками, он насквозь пропитался атмосферой этого удивительного города.
По легендам, его жизнь была наполнена множеством любовных историй, в основном с натурщицами – прелестными рыжеволосыми венецианками. Да и публичные дома Тициан не обходил стороной.
А в то время быть моделью для великого мастера считалось большой честью. Женщины самых разных сословий: от графинь и маркиз до куртизанок, которыми кишила Венеция, имели за счастье быть увековеченными на портретах гениального живописца. А он, как и многие художники того времени, не любил изображать худых женщин, его страстью была дородность и пышные формы.
В большинстве своем на своих полотнах Тициан изображал особый венецианский тип женской красоты: пышнотелых рыжеволосых красавиц с белоснежной кожей, которые в отличии от смуглых итальянок были просто изумительны. К стати, оттенок волос венецианок, который так любил изображать живописец, так и называют "тициановским".
Тициан питал страсть к таким женщинам, поэтому большое множество сюжетных картин, написанных им, наполнены образами венецианок. Одним из таких полотен было удивительное его творение - «Любовь небесная и Любовь земная». На нем, как утверждают искусствоведы, изображена одна и та же модель в двух образах, в которую Тициан был страстно влюблен в те годы. А звали ее - Виоланта.
Виоланта
Виоланта - главное женское имя, которое связывают с творчеством и амурными похождениями Тициана. По легенде, именно эта девушка изображена на одноименном портрете, а также в "Флоре", а еще в "Святой Бригитте", "Саломее", "Любовь земная и любовь небесная" и на многих других полотнах.
Поговаривают, что прекрасная рыжеволосая красавица была одной из троих дочерей венецианского живописца Пальмы Старшего, которая якобы позировала и отцу. Однако это не подтвержденный факт. Вполне возможно, что Виоланта была всего лишь популярной венецианской натурщицей, черты которой казались художникам обаятельными и даже прекрасными.
Да и страсть Тициана к юной девушке, которая вдвое была его моложе - всего лишь небольшое любовное приключение. Сейчас многие склоняются к тому, что Виоланта – просто выдумка, которую сочинили уже после смерти Тициана, чтобы расцветить его биографию. Ведь в жизни каждого великого человека должна быть захватывающая история любви!
Чечилия - первая жена Тициана... и возможно единственная.
Существование этой женщины в жизни гения подтверждено не только юридическими документами, но и их общими детьми которых она родила художнику. Весьма любопытен тот факт, что спутницу жизни любимец женщин выбрал не из избалованных ухоженных венецианок, а привез из тех мест откуда сам был родом - северной Италии.
Девушка была дочерью местного брадобрея. Тициан в один из своих приездов на родину познакомился с Чечилией и увез ее с собой в Венецию в качестве экономки. Однако и здесь было не все так гладко. Лет пять она вела дом Тициана и была его незаконной сожительницей. И заодно родила ему сыновей - Помпонио и Орацио. Поговаривали, что в это время одна из прислуги так же родила от Тициана дочь - Эмилию.
Все так может и продолжалось бы, если б не приключившаяся беда: Чечилия крайне тяжело заболела, и врачи не давали никакой надежды на ее выздоровление. Тициана привела в шок только одна мысль, что он может потерять любимую женщину и мать своих детей. Он тут же вызвал священника, для совершения обряда венчания. Таким образом были узаконены их отношения и внебрачно рожденные сыновья. К тому же и самой Чечилии удалось выкарабкаться из лап смерти. Бог отмерил ей еще пять лет жизни и подарил семейству Тицианов дочь.
Смерть Чечилии и их малышки в 1530 году стала невосполнимой утратой для художника. Тициан настолько был потрясен этой утратой, что не смог жить в доме, где прошли самые счастливые годы его жизни. Он покидает уютно обжитое жилище и мастерскую и с сыновьями переезжает в новый дом.
К сожалению, увы, мы не знаем, как выглядела эта женщина, так покорившая сердце гения. Свидетельств, конкретно определяющих личность Чечилии, до наших дней не сохранилось. Скорее всего она наверняка была пышнотела и научилась красить волосы в рыжий цвет, как любил Тициан. И вполне возможно, именно она позировала обнаженной для многих сюжетных полотен живописца.
Лавиния
Согласно легенде, оставшись без жены, Тициан хоть и тосковал, но вынужден был жениться, дабы не оставлять своих сыновей без женского присмотра. Однако, о его второй супруге неизвестно вообще ничего, даже ее имя кануло в небытие. Близкие и друзья Тициана никогда не упоминали о ней. История весьма темная. Поэтому современные исследователи утверждают, что второй жены и вовсе не было.
А еще одну законную дочь художнику родила все та же Чечилия незадолго до смерти. Лавиния Вечеллио - так звали девочку, в которой отец души не чаял. Тициан очень любил ее рисовать – возможно, она напоминала ему красотой свою мать.
Золотые пряди ее волос, полная грудь и округлые плечи, персиковый румянец на лице - прекрасный плод любви художника. Тициан долго и тщательно искал хорошего мужа для дочери, шесть лет отказывал многим женихам, добивавшихся ее руки, и наконец выдал ее замуж за дворянина, обеспечив очень хорошим приданым.
Джулия Фестина
Была в жизни мастера и неизменная натурщица, позировавшая мастеру в течение многих лет для одного и того же образа. В "Кающейся Марии Магдалине" Тициан главной героиней также изобразит красавицу венецианку - Джулию Фестину.
Картина с изображением образа Марии была заказана Тициану в средине 1560-х годов. Когда же творение было готово, заказчик герцог Гонзага, увидев его, пришел в такое восхищение, что сразу же заказал и копию. После этого Тициан с интервалом в годы еще напишет несколько копий, лишь изменяя то наклон головы, то положение рук женщины, а также пейзажный фон полотна. Неизменной оставалась лишь натурщица - Джулия. Согласно преданию, именно одну из этих картин держал в своих руках умирающий Тициан. И как знать, какую роль сыграла именно эта женщина в жизни мастера.
Образы женщин, создаваемые гениальным живописцем, не только очаровательны, но и соблазнительны прелестью и зрелостью форм, красотой лиц, пышными прядями рыжих волос,а и покоряли, да и до сих пор покоряют мужчин. Женские портреты прославили живописца в веках.
Венера перед зеркалом" – это как бы завершающий итог всего, что было создано Тицианом, когда он обращался к теме цветущей женской красоты.
"Почти осязательно передает он женское тело с его нежной, упругой плотью, с тонкой кожей, под которой пульсирует кровь. Эта красавица олицетворяет все соблазны и чары женщины, она окружена дорогими тканями, которые переданы с небывалым искусством и изяществом".
Почти столетний жизненный путь великого Тициана Вечеллио, наполненный плодотворным трудом, дружбой со знаменитыми людьми, заботой о своих близких, воистину достоин нашего внимания и восхищения.