STOPWAR
Замок Святого Ангела: цитадель наместников святого Петра
126
просмотров
Замок Святого Ангела в Риме – сооружение с почти двухтысячелетней историей. Память о бесчисленных поколениях обитателей Вечного Города, воителях и художниках, учёных и политиках, истинных подвижниках и твердолобых фанатиках, оживает в этих древних стенах.
Картина Витторио Карпаччо. Святая Урсула преклоняет колени перед папой римским

Адрианова башня.

В 136 г., в эпоху, известную в истории Римской империи как «золотой век Антонинов», император Адриан, большой знаток и ценитель искусства, решил воздвигнуть себе и своим преемникам на императорском троне гробницу, великолепие которой превзошло бы все здания Рима. Начатое строительство было закончено уже наследником Адриана Антонином Пием, который в 139 г. перенес прах своего предшественника в достроенный мавзолей.

Император Адриан. Музей Ватикана

Полагают, что Адриан был соавтором архитектурного проекта собственной усыпальницы. Император был известен, как восторженный поклонник всего греческого, но погребальная архитектура обычно консервативна. В облике гробницы Адриана, как и других римских мавзолеев, отчётливо просматривается влияние древнего этрусского стиля.

Древняя этрусская гробница

Императорская гробница представляла собой круглую башню диаметром более 60 метров, которая опиралась на огромный квадратный цоколь, каждая сторона которого равнялась 80 метрам, а высота 15 метрам. Башня заканчивалась конической крышей, покрытой слоем земли и засаженной кипарисами по образцу этрусских могил-курганов. В центре крыши возвышалась огромная мраморная статуя императора Адриана, стоящего в колеснице Гелиоса, запряженной четверкой лошадей. До наших дней от статуи сохранилась лишь голова императора, которая хранится в Ватиканском музее. Материалом для здания служил кирпич и вулканический туф. Сверху оно было облицовано паросским мрамором.

Гробница Адриана. Реконструкция

Через узкие ворота и темный спиралевидный сводчатый коридор открывался вход в четырехугольную погребальную камеру, в которой находился порфировый гроб Адриана. Освещалась она косыми отверстиями, сделанными в стенах, в нишах которых были со временем поставлены урны с прахом императоров, преемников Адриана. Здесь нашли последний приют представители династии Антонинов и Северов.

В III в. н. э. обычай хоронить императоров в мавзолее Адриана пресёкся, а в 400 г. император Гонорий составил новый план укрепления Рима, по которому усыпальница , обладающая исключительно прочными массивными стенами, включалась в фортификационную систему, став одним из бастионов городской стены. Очень скоро после этого, в 410 г. Вечный Город подвергся нападению армии вестготского короля Алариха I, и мавзолей впервые реально послужил в качестве крепости.

Аларих в Риме

Римлян эпохи упадка империи принято представлять изнеженными эстетамами, позабывшими воинский дух предков, но защитники Адриановой башни, как стали называть мавзолей, не оправдали этой репутации. Когда ситуация стала критической, они без всякого сожаления сбросили на головы осаждавших прекрасные мраморные статуи установленные на стенах и в коридорах усыпальницы. После той памятной осады императорская гробница лишилась всех своих украшений. То, что не уничтожили сами римляне, утащили вестготы. Прошли века, и погибшие античные скульптуры заменили работы великого мастера эпохи Возрождения Лоренцо Бернини.

Замок Святого Ангел

В 590 г. произошло событие, благодаря которому за Адриановой башней закрепилось имя, под которым это сооружение известно до сих пор – замок Святого Ангела. Тогда в Риме свирепствовала моровая язва, и жители города молились о спасении. Они стали обходить город крестным ходом . Шествие возглавлял уважаемый всеми клирик из древнего патрицианского рода Анициев. До пострига, он занимал должность префекта Рима. Легенда гласит, что когда крёстный ход приблизился к Адриановой башне, поражённые римляне увидели архангела Михаила парящего в воздухе над куполом. На глазах у замершей толпы Архистратиг Небесный вложил карающий меч в ножны. После этого эпидемия прекратилась, а возглавлявший крестный ход клирик вскоре был избран римским папой, вместо умершего от чумы Пелагия II. Он вошёл в историю под именем Григорий I Великий.

В XVI в., при римском папе Павле III, на вершине замка в память об этом событии была установлена статуя архангела работы Рафаэля ди Монтелупо, мраморная с металлическими крыльями. В 1753 году замок увенчала бронзовая скульптура работы Пьетро ван Верскаффельта, которую находится там и поныне. Прежний ангел сильно пострадал от удара молнии и его пришлось заменить.

Скульптура работы Пьетро ван Верскаффельта

Верскафельт очень серьёзно отнёсся к поставленной перед ним художественной задаче, и сразу сообразил, насколько непросто будет сотворить статую такой, чтобы всякий смотрящий на неё понял, что Божий посланник именно вкладывает оружие в ножны, а не вынимает его. Скульптор добился этого при помощи характерного поворота головы ангела, который смотрит не на рукоять меча, а на ножны.

Скульптура Рафаэля ди Монтелупо

Повреждённую статую Рафаеля ди Монтолупо можно сейчас видеть во дворе замка, она считается менее совершенной чем работа мастера XVIII столетия. Миролюбивые намерения архистратига Михаила угадываются лишь благодаря выражению лица.

В последующие века в Риме не раз кипели жестокие уличные бои, и Замок Святого Ангела стал неприступной твердыней римских пап в дни тяжких испытаний. Подземный ход, длиною более километра соединил замок с Ватиканом. В XIII в., при папе Николае III, была возведена высокая галерея, также соединяющая цитадель с постоянной резиденцией пап. В конце XV в. папа Александр VI Борджиа дополнительно укрепил обветшавший мавзолей Адриана, возвел вокруг него четыре восьмиугольных бастиона, названные именами четырех евангелистов. Строительство массивных бастионов в форме сердца по вершинам пятиугольника, образуемого внешними, возведёнными ещё в древности стенами, завершило трансформацию Замка Святого Ангела в неприступную крепость.

Замок Святого Ангела. Вид сверху

Знаменитые осады

В 1379 г. во время Великого Западного раскола, когда на папский трон претендовали сразу два кандидата, в замке засел со своим ополчением кардинал Роберт Женевский, избранный папой французской партией и взявший имя Климента VII. Сторонники папы-итальянца Урбана VI осадили крепость. После долгого и упорного сопротивления Замок Святого Ангела был захвачен. Римляне попытались тогда совсем разрушить папскую твердыню. Многие плиты с мавзолея были сорваны, а потом использованы на мощение улиц и другие нужды. Климент VII был вынужден бежать из Италии и обосноваться в Авиньоне. В этом городе и прежде держали свою резиденцию папы, пользующиеся покровительством французского короля. Урбан VI остался в Риме, и католики всего мира разделились во мнении, кого из двух пап считать законным.

В современной историографии принято, однако, признавать законным папой Урбана, Климент VII Авиньонский числится антипапой. В официальную летопись католической церкви под именем папы Климента VII вошёл другой римский епископ, с которым также связаны весьма драматические страницы истории города и папского замка. Это девятимесячная осада Рима ландскнехтами германского императора Карла V в 1527 г.

В том приснопамятном году, в темнице Замка Святого Ангела, подобно большинству средневековых крепостей служившем также тюрьмой, томился некто Орацио Бальони, отпрыск знатного итальянского рода, знаменитый своими воинскими талантами, и осуждённый за мятеж, который он учинил в Перудже. Когда войска Карла V подошли к стенам Рима, князья церкви, почуяв, что запахло жареным, спешно извлекли прославленного кондотьера из каменного мешка, объяснили ему, что все здесь свои люди, а кто старое помянет, тому глаз вон, и поставили его во главе обороны. Рим, однако, вскоре был захвачен, но Замок Святого Ангела, который защищала папская гвардия во главе с Бальони, упорно держался. В конце концов император заключил с Клементом VII договор, на сравнительно приемлемых для того условиях.

Современный вид

Музей истории Вечного Города

В эпоху Возрождения узниками замка Святого Ангела вообще побывало множество лучших умов и талантов своего времени, например Галилео Галилей и Джордана Бруно. История заключения Бенвенуто Челлини стоит того, чтобы остановиться на ней отдельно. Не пустовали замковые подземелья и в Новое Время. В 1789 г. сюда был заточён Джузеппе Бальзамо, известный в свете как граф Калиостро. Его обвиняли в мошенничестве и чернокнижии, хотя логично было бы обвинить графа либо в чернокнижии, либо в мошенничестве. Последними заключенными замковой тюрьмы стали участники Рисорджименто, движения за объединение Италии, набравшего силу в середине XIX ст.

В наши дни в замке Святого Ангела открыт интереснейший военно-исторический музей с богатой коллекцией средневековых доспехов, оружия, красочных мундиров папской гвардии. Ну и конечно, фрески и скульптуры замка, созданные лучшими мастерами итальянского Реснессанса, сами по себе делают его необычайно привлекательным для путешественников.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится