Русалки, сирены, фараонки и другие бегущие по волнам
759
просмотров
Этим удивительным мифологическим красавицам, одновременно манящим и пугающим, страстным и опасным, посвящено немало литературных, живописных и музыкальных шедевров. Давайте взглянем, кто же именно, по мнению народной фантазии, населяет реки, моря и океаны.

Сирены

Сирены Герберт Джеймс Дрейпер. «Одиссей и сирены». Ок. 1909 г.

Как и большинство других волшебных визуальных образов, привычная нам морская дева с рыбьим хвостом родом из античности, которая обожала придумывать химер – существ, которые собраны из разных частей тел людей и животных. Однако конкретно женщин с хвостами в искусстве Древней Греции практически нет, зато есть много мужчин. Их называли тритонами (потом в их честь назовут семейство земноводных). «Самок» тритонов можно называть «тритонессами», правда отыскать их в музеях можно с трудом. Сегодня современный человек, говоря об античности, скорее, припомнит слово «сирена». Ведь именно сирены своими прекрасными голосами пытались соблазнить Одиссея, проплывавшего мимо их острова на корабле.

Но строго формально древнегреческие сирены не принадлежали к стихии воды. Наоборот, они были воздухоплавающими – это химеры с телом женщины, крыльями и птичьими лапами. Наши древнерусские Сирин и Алконост выглядят именно как те, древние сирены, недаром Сирин унаследовала от них имя. Но в западноевропейском средневековье, в миниатюрах, иллюстрировавших «Одиссею» и другие мифы, сирены постепенно превратились в полурыб. К тому времени, как возникла масляная живопись, подобное представление о сиренах стало общепринятым. Тем более что обнаженная женская грудь почему-то гораздо эффектнее смотрится в сочетании с чешуей, чем с перьями. Поэтому в европейском искусстве мы находим огромное количество картин, где бедного Одиссея пытаются очаровать своими прекрасными песнями именно хвостатые красавицы.

Мелюзина

Мелюзина Традиционное изображение Мелюзины с двумя хвостами. Ок. 1571–1590 гг.

Необходимо отметить, что сегодня по-русски мы всех этих существ обычно называем словом «русалка». Однако такое употребление термина неточно, и знатоки мифологии считают, что русалками можно называть только наших, славянских дев. Кстати, у них-то хвостов вообще не было, обычные ноги! На Западе же многообразие красавиц с чешуей было огромным. Одна из самых знаменитых – фея Мелюзина. По преданию, познакомившись у колодца, это волшебное создание и прекрасный рыцарь влюбились друг в друга. Мелюзина согласилась на замужество при условии, что муж никогда не будет входить в ее комнату по субботам. Разумеется, спустя какое-то время супруг это условие нарушил и застал Мелюзину в ее подлинном обличье – не в человеческом, а в хвостатом. Она грустно сказала, что теперь вынуждена покинуть его, оставила ему детей (прародителей Лузиньянов и Плантагенетов), обратилась драконом и улетела.

Изображают Мелюзину при этом чаще всего в виде женщины сразу с двумя хвостами. И в короне. Этот мотив был распространен и в геральдике, и в алхимии, и в рельефах. Более того, мы регулярно видим его на эмблеме кофейни Starbucks, хотя сейчас это не очень заметно: со временем логотип претерпел изменения. Раньше вся фигура Мелюзины влезала в него целиком, теперь виден только торс: вероятно, растопыренная поза женщины, выставляющая напоказ свое как бы лоно (как в неприличных средневековых рельефах «шила-на-гиг»), мешала распространению бренда в целомудренных исламских странах.

Морские девы

Морские девы Джон Уильям Уотерхаус. «Морская дева». 1900 г.

Сказка Андерсена о Русалочке, которая сегодня остается самой популярной историей об этом виде удивительных существ, была напечатана в 1837 году. В ее основу легло средневековое представление, сформулированное алхимиком Парацельсом, о том, что дух воды (к числу которых относятся морские девы) может обрести бессмертную душу путем брака с человеком.

Иван Билибин. Иллюстрация к сказке Андерсена «Русалочка». 1937 г.

До андерсеновской сказки самым известным сочинением про них была «Ундина» – новелла Фридриха де ла Мотта Фуке примерно на тот же сюжет, про любовь и бессмертную душу, с элементами истории Мелюзины. Влияние датской сказки вокруг повсеместно: в мультфильмах, кинолентах, скульптурах и пр., а вот «Ундина» – рекордсмен в классической музыке. Про нее писали Чайковский, Дворжак, Прокофьев, Дебюсси и мн. др. Имя героини, собственно говоря, не личное: ундинами в германских странах издавна называли водных нимф. Кстати, как и у славянских соседей, необязательно хвостатых.

Сказка Андерсена о Русалочке остается самой популярной историей об этих удивительных существах. Ее влияние повсеместно: в мультфильмах, кинолентах, скульптурах

Русалки

Русалки Иван Крамской. «Русалки». 1871 г.

Наши родные, славянские русалки – существа, на самом деле, пугающие. Как и другие духи пресноводных водоемов, чешуйчатых хвостов они не имеют (те отрастают только у мореплавающих). В общем-то, поэтому у Пушкина «русалка на ветвях сидит»: попробуйте-ка взобраться на дуб, не имея ног! Еще русалки тесно связаны со смертью; часто считают, что это неупокоенные утопленницы, погибшие девушки, которые пытаются заманить и утащить на дно невинных прохожих. Существует словосочетание «русалочий смех», то есть демонический, ненормальный. В живописи грамотные художники писали русалок прекрасными девицами, причем не обязательно голыми (русская культура достаточно целомудренна): часто они в длинных рубахах и с венками на распущенных волосах. Впрочем, полотно с обнаженной натурой своего покупателя находит быстрее…

Илья Репин. «Садко». 1876 г.

В русской живописи можно найти и более привычное хвостатое зрелище. Правда, в большинстве случаев это будут картины на тему оперы Римского-Корсакова «Садко». Главным противником героя там является традиционный фольклорный персонаж морской царь. Логично, что при дворе должны быть и дамы. Так в либретто появилась вымышленная царевна Волхова. Правда, изображается она на картинах без чешуи. А вот ее фрейлины – например, на полотне Репина «Садко» – классические тритонессы, каких на Руси не бывало.

Фараонки

Фараонки Домовая резьба с фигурой фараонки.

Впрочем, хвостатые девы есть и в национальном русском искусстве. Их называют «фараонки»: по преданию, в них превратились древние египтяне, преследовавшие Моисея по дну Красного моря, когда оно сомкнулось. Они, мол, не погибли, а обернулись полулюдьми-полурыбами.

Хвостатые девы есть и в национальном русском искусстве. Практически все сохранившиеся изображения «фараонок» – это резьба по дереву, украшавшая наличники

Моисея, правда, явно преследовала египетская армия, то есть мужчины, а фараонки все как на подбор – женщины. Практически все сохранившиеся изображения фараонок – это резьба по дереву, украшавшая наличники и другие элементы изб. Иногда, если не знать, что именно изображено, то и не разглядишь их среди орнамента.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится