Виктор Цой как художник: одна из картин рок-музыканта была продана на аукционе за баснословную сумму
760
просмотров
Картина работы Виктора Цоя, датированная 1988 годом, ушла с молотка на аукционе в Москве. Творение легенды русского рока и кумира молодежи 1980-90-х первоначально оценивалось в 18–22 тыс. евро. Вчера вечером в результате торгов картина, изображающая схематичных квадратных человечков и их лидера, пораженного стрелой, была продана за 31 тыс. евро. Данное событие еще раз напомнило поклонникам Цоя о том, что, помимо написания и исполнения песен, он еще и неплохо рисовал.

Стиль «квадратных человечков»

Музыкант часто говорил, что профессионально владеет рисунком, но предпочитает так называемый свободный стиль. Для его творчества были характерны элементы примитивизма и экспрессионизма, также он использовал орнамент. Самые распространенные герои рисунков Цоя – «квадратные» человечки. А сюжеты, выполненные в стиле граффити, очень четко отражают мироощущение человека конца 1980-х.

Квадратные человечки отражали внутренние чувства автора, навеянные суровой действительностью

Два человечка распивают водку, автомобилисты угрожают друг другу битами и пистолетами, парочка занимается любовью на фоне шумного города, два «лидера» сцепились языками на фоне летящих в небе военных самолетов, устрашающий робот-терминатор возвышается над башнями мегаполиса…

Суровая правда жизни в творчестве В.Цоя.
Злободневная тема 1980-х.

Возможно, такая стилистика была результатом влияния венгерских комиксов, которые привозила рок-музыкантам Агнеш Хорват, и американских комиксов тех лет. Некоторые искусствоведы усматривают в работах Цоя и трафаретный стиль Маяковского.

Тема народного лидера проходит через все творчество художника Цоя.

Тайный смысл картины, представленной на торгах

Картина, проданная вчера на аукционе (названия у нее нет), представляет собой как бы два кадра. На одном маленькие схематичные человечки с красными флагами шествуют за гигантом-лидером. Во второй «серии» лидер, сраженный стрелой, падает на своих «последователей» и они изо всех сил пытаются его удержать. Безусловно, автор вложил в этот рисунок какой-то философский смысл и чувства, навеянные противоречивыми 80-ми. Тем более что в те времена в творческом окружении Виктора был очень популярен культ героя, закончившего жизнь трагически – например, как Маяковский и Гагарин.

Картина за 31 тыс. евро.

Если проявить фантазию, можно интерпретировать картину на свое усмотрение. Безусловно, работа оригинальная, а то, что нарисована она отечественным рок-кумиром, лишь прибавляет ей уникальности.

Данную картину в 1988 году, сразу после ее создания, музыкант подарил Энверу Бакееву, который на рубеже 1980-90-х, да и позже, был известен в Питере как художник и искусствовед, а в последние годы жизни работал в Музее городской скульптуры и организовывал международные выставки. Первоначально это был просто холст, а раму для картины изготовил уже новый владелец. Многие годы Бакеев хранил творение у себя в мастерской. Кстати, размер у картины небольшой – 32 на 59 см.

Свободный художник

Виктор Цой еще с детства увлекался рисованием и лепкой. Видя такие пристрастия сына, мать отдала его в изостудию. Позже он проучился несколько лет в художественной школе, а после девятого класса поступил в Ленинградское художественное училище имени Серова на оформительское отделение, но обучение ему показалось скучным.

Виктор Цой (крайний слева) в художественной школе. 1973 год.

Еще с юных лет Цой проявлял характер бунтаря и индивидуалиста. Учителя замечали, что при явных художественных способностях, он был недисциплинированным. Если хотел – рисовал, а если не было настроения – заставить его сесть за мольберт было невозможно.

В итоге Цой пошел в художественно-реставрационное училище по специальности «резчик по дереву» и даже его окончил, но работать по профессии не стал. Его распределили в реставрационную мастерскую Екатерининского дворца в Пушкине, что тогда считалось очень престижным, однако долго он там не проработал – мол, ездить за город неудобно. А ведь, как вспоминали коллеги, резчиком он был превосходным.

Скорее всего, у Виктора просто сменились приоритеты, и увлечение русским роком перевесило пристрастие к художественному творчеству.

Цой нередко рисовал и портреты музыкантов. Здесь очень узнаваема Джоанна Стингрей.
Выставка мозаик, созданных на основе картин В.Цоя. Москва, 2015.

Однако, став известным музыкантом, рисовать Цой не бросил. В 1980-х он познакомился с Георгием Гурьяновым, Тимуром Новиковым и другими питерскими живописцами, присоединился к их сообществу «Новые художники» и неоднократно принимал участие в выставках. Ленинградские художники-авангардисты того времени высоко ценили работы Виктора Цоя.

В конце жизни Цой начал рисовать в совсем ином стиле.
И это тоже работа Виктора Цоя.

Побывав в европейских странах, Цой познакомился с новыми стилями живописи и почерпнул для себя много интересного. Возможно, именно поэтому в конце жизни его стиль резко изменился и стал более реалистичным, однако проявить себя в новом направлении он, увы, не успел.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится