Все начинается с алмазов
Сергей Изместьев – один из самых титулованных российских ювелиров. Его работы не шокируют публику, не переворачивают представление о дизайне и не вызывают бурных дискуссий, потому что безупречность технической стороны и абсолютная красота – это не повод для обсуждения, это повод для восторгов.
Изместьев родился в Якутии, и это вполне символично – именно там добывают 97% всех отечественных алмазов. Образование у него скорее технологическое. Шесть лет Изместьев изучал обработку металлов в МГТУ им. Баумана, а до того занимался огранкой бриллиантов в филиале предприятия «Бриллианты АЛРОСА». Его отец в девяностые годы Департамент профессионально-технического образования Якутии, под его руководством находились все училища региона, и он смог организовать работу студентов с АЛРОСА – огранку алмазов. Таким был первый коммерческий опыт Сергея Изместьева, на который и наложилась технологическая подготовка в Бауманке.
В Якутию он впоследствии не вернулся, решив основать свое дело в Москве. И в 2000 году он уже открыл свой бизнес – фирму по огранке бриллиантов. Несколько лет ни о какой карьере ювелира и речи не шло. Но однажды к нему обратились друзья с просьбой сделать украшение – и он не отказал. Так начался его путь к Izmestiev Diamonds и гран-при конкурсов ювелирного мастерства.
«Цветные камушки»
Много лет ему снится один и тот же сон. Он идет по берегу ручья и собирает камни, яркие, сверкающие в лучах солнца. И – это вовсе не речная галька, а редчайший бразильский александрит или кашмирский сапфир. Ведь главное для ювелира – это его любовь к камням.
В интервью Изместьев смеется, что, кажется, его давний роман с бриллиантами выглядел как неприязнь к другим самоцветам. Но его и в самом деле поначалу удивлял спрос на «цветные» камни. Даже украшения формата «изумруд в оправе» - если изумруд этот был высочайшего качества – вызывали восторг у его клиентов. Он с самого начала старался искать самые лучшие камни, справедливо полагая, что именно они, а не декор, играют ведущую роль в изделии. Однако, обращаясь к знакомым ювелирам за созданием украшений, он не всегда был доволен результатами. И начав заниматься дизайном самостоятельно – сразу понял, что хотел бы создавать не обычные украшения, а то, что называется «высоким ювелирным искусством».
Японский сад
«Классические вещи имя не создадут», - решил для себя Изместьев. К тому же его давно не устраивал традиционный подход. Так он и занялся поисками собственного стиля.
Важной вехой в истории бренда стало его знакомство с Анной Пинчук. Вместе они придумали концепцию первой «серьезной» коллекции бренда – «Японский сад». Первые броши и кольца вышли еще в 2016 году, а сегодня коллекция продолжает развиваться и расширяться.
До этого Изместьев уже выпускал коллекции - «Ар-деко» и «Коллекцию узоров», но они были менее авторскими и более «коммерческими». Широкие линейки изделий, простой и понятный дизайн, возможные повторы. Украшения же из «Японского сада» не повторяются, каждое из них уникально. Источником вдохновения стали работы японских художников, всегда уделявших особое внимание красоте природы. Здесь бегонии и сакура, пионы и магнолии – и, конечно, не обошлось без драконов. Турмалины, рубины, сапфиры, хризолиты и, конечно же, бриллианты стали основой коллекции. Главное – это уникальный цвет, тонко передающий природные оттенки нежных лепестков.
От камня – от идеи
Одни ювелиры работают, подбирая камни под созданный на бумаге или в воображении образ, другие выстраивают изделие «вокруг» камня. Изместьев же придерживается обоих этих творческих методов. Будучи выходцем из среды, работавшей с камнями с технологической точки зрения (как он говорит – «каменной»), пройти мимо интересного образца Изместьев просто не может. Иногда находке приходится годами ждать своего часа. Например, рубеллит в кольце «Бегония» нашел свое место спустя семь лет после приобретения. Впрочем, и более традиционного пути – идея, эскиз, поиск материала – ювелир не чурается.
И о сложностях
Почему же такие великолепные вещи – и одаренные различными наградами российские ювелиры – не гремят на весь мир? Кризис 2014 года серьезно задел многих российских ювелиров, пережила его и компания Izmestiev Diamonds, вынужденная закрыть свои бутики, в которые было вложено немало сил и средств. Сегодня бренд сотрудничает с несколькими мультибрендовыми магазинами в Москве, Сочи («Частная коллкция») и Ростове-на-Дону, выполняет частные заказы. Регулярно появляется на выставках – однако эти мероприятия собирают множество поклонников ювелирного дизайна, самих мастеров, оценщиков, технологов и… совершенно не привлекают внимания байеров, предпочитающих работать с «проверенными», старыми зарубежными брендами, и не с независимыми отечественными ювелирами.
Изместьев называет отсутствие интереса со стороны ретейла главной организационной трудностью российской ювелирной индустрии – которая, впрочем, рано или поздно должна быть преодолена, как и произошло в странах запада. Кроме того, ювелирная отрасль сталкивается с жестким контролем со стороны государства, строжайшим законодательством в этой сфере – что, безусловно, позволяет пресекать различные спекуляции, но накладывает отпечаток и на доступность материалов, и на творческую свободу авторов. И все же отечественные марки украшений продолжают творить, создавая подлинную красоту – в надежде, что однажды их имена если не затмят, то прозвучат рядом с Boucheron и Cartier.
Российское ювелирное искусство часто связывают с именем Карла Фаберже - но чем сегодня живет основанное им дело?