Короткие рассказы и повести: что почитать у российских авторов
557
просмотров
«Краткость — сестра таланта», — утверждал русский классик Антон Чехов и был прав. По коротким произведениям можно хорошо узнать авторов-дебютантов, а кроме того, получить от прочтения рассказов не меньше удовольствия, чем от масштабного романа, ведь концентрированность повествования заставляет читателя с головой погружаться в сюжет.

Романтика, антиутопия, неприкрытая реальность и мистика — все это найдется в сборниках российских прозаиков из нашей подборки. Поговорим о каждой книге подробнее.

Очень хотелось солнца. Мария Аверина

Существуют ли строгие составляющие счастья? Есть ли что-то, способное наполнить радостью и энергией абсолютно каждого человека? Мария Аверина в этом не уверена, ведь в мире нет ничего идентичного, люди все разные, а значит, то, что один понимает под счастьем, другой может даже и не заметить. Этому и посвящен сборник рассказов и повестей писательницы.

Ее герои одинаково надеются на свой кусочек благополучия и гармонии, вот только для каждого он свой. Один мечтает найти успокоение в отношениях, другому требуется всего лишь заниматься любимым делом, третьему и вовсе нужно, казалось бы, совсем немного — заслужить прощение за ошибки или, напротив, простить самому. «Очень хотелось солнца» — это истории о наших современниках, находящихся в непрестанном поиске своего счастья. Они влюбляются, расстаются, разочаровываются или вдруг отыскивают смысл жизни в самых неожиданных вещах, но точно знают: однажды хэппи-энд обязательно случится. Главное, не переставать ждать.

Ибупрофен. Булат Ханов

Какой будет наша реальность через десять лет? По версии Булата Ханова, хоть и удручающей, но все-таки привычной. Восстания машин не случится, краха культуры — тоже, вот только, пожалуй, инакомыслие будет преследоваться серьезнее, чем сейчас, так что не то что говорить, а даже думать не по правилам окажется небезопасно.

«Ибупрофен» Ханова — сборник антиутопических коротких историй, которые во всей полноте и яркости рисуют ближайшее будущее России. Впрочем, вряд ли на первый взгляд картинка покажется пугающей, ведь вроде ничего не поменялось, все так же — соцсети, гастарбайтеры и антидепрессанты. Но что, если сохранение в статике и есть самый страшный путь из возможных? Не несет ли неспособность к изменениям смертельную опасность? На эти вопросы Булат Ханов пытается найти ответы вместе со своими читателями.

Демонология нашего района. Ирина Москвина

«Демонология нашего района» — это сказки для взрослых о несчастной и счастливой любви и о кошках. Последние, к слову, становятся то наблюдателями, то активными участниками происходящего, а то и вовсе вершителями судеб и главной движущей силой сюжета.

Все персонажи Ирины Москвиной — самые обыкновенные люди, которые радуются весеннему солнцу, расстраиваются по мелочам, приходят вечером с работы или пишут диссертации, тоскуют, лузгают семечки, стоят у окна или мечтают. Но всех их объединяют острая нужда в нежности и любовь к кошкам. В портретах, которые так филигранно создает писательница, читателю будет несложно узнать самого себя, а еще — вновь поверить, что любовь все-таки есть, и совсем не важно, где она притаилась: в мурлыканье кота или в крепком объятии.

1003-й свободный человек. Марта Антоничева

Во вселенной Марты Антоничевой фантастическое вполне гармонично соседствует с обыденным: посты в соцсетях и путешествия во времени, истрепанные письма из другой эпохи и фильмы под попкорн. Все это, впрочем, существует только для того, чтобы рассказать читателям о насущных, но по-прежнему важных вещах: ненависти, любви, бессилии перед системой, тоске по несбыточному. Герои пятнадцати рассказов сборника «1003-й свободный человек» с одинаковой силой нуждаются в нежности и любви, как и любой из нас, но вот получают порой совсем противоположное.

Проза Антоничевой завораживает своей простотой и прямотой. Не обремененные деталями сюжеты будто бы специально построены так, чтобы у читателя не было возможности отвлечься. Рассказы — порой романтичные, а иногда и откровенно страшные — увлекут вас в таинственный, сюрреалистичный, мрачноватый мир, который отдаленно, но так очевидно напоминает нашу жизнь.

Магаюр. Маша Мокеева

Героиня Маши Мокеевой наблюдает за жизнью из крошечного окошка старой водонапорной башни. Рассказчица обитает именно там, время от времени выбираясь в реальный мир, полный самых разнообразных, подчас мистических и мрачных историй. Двадцать восемь рассказов Мокеевой, будто детали многоцветной мозаики, создают общую картину мира за пределами столицы, где люди борются с зависимостями, выживают в сложных обстоятельствах, но не перестают при этом любить и надеяться.

Депрессивные картины здесь быстро сменяются оптимистичными эпизодами, ненависть — любовью, горести повседневности — высокими и прекрасными мечтами. Особенную атмосферу повествованию добавляет еще и стиль автора: будто бы истории нам рассказывает не писатель, а соседка по лестничной площадке. Так что они становятся еще более близкими и понятными, плотно включенными в контекст нашей собственной жизни.

Птица. Анна Аркатова

Анну Аркатову вполне можно назвать российской Анной Гавальдой. Ее легкие и очень нежные рассказы созданы будто бы для того, чтобы отвлечь нас от удручающей реальности. Наполненные предметами быта и уютными мелочами истории похожи на маленькие, но всегда светлые дома, куда всякий раз так приятно вернуться после тяжелого дня.

Случайные встречи, расставания, мимолетные влюбленности и воспоминания юности — вот части удивительной, выполненной в пастельных тонах литературной мозаики Аркатовой. В ее текстах не найдется ни злободневных тем, ни борьбы с суровой действительностью, — только вечные сюжеты о дружбе, любви и многом другом, что так часто забывается в суете современного мира.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится