1. Рождение бюстгальтера из смерти корсета
Можно было бы, конечно, начать из «прекрасного далёка» и рассказать, что ещё в Древней Греции были кожаные повязки для груди (так называемые строфионы)… Или упомянуть средневековую моду на «плоских» женщин (для того, чтобы быть в тренде, девочки даже носили металлические пластины, препятствовавшие росту груди)… И всё-таки бюстгальтер как таковой появился в самом конце 19 века, когда недоумение и возмущение по поводу корсета, опасного для здоровья в целом, достигло апогея.
Считается, что первый лифчик был создан хозяйкой корсетной мастерской Эрмини Кадоль в 1889 году. В рамках Всемирной выставки, проходившей в Париже, мадам Кадоль выставила изделие под названием «Благополучие» («le Bien-Etre») и позиционировала его как «разработанное для поддержки груди, при этом на бретелях». По сути, Эрмини Кадоль горизонтально разрезала корсет на две части и пришила к верхней бретели. Но нынешние хозяева семейного бизнеса мадам Кадоль настаивают на том, что она «освободила женщин, изобретя первый бюстгальтер».
2. Первый бюстгальтер на косточках и с застёжкой
Следующий прорыв совершила в 1893 году Мари Тусек, запатентовавшая в Нью-Йорке чудную модель «breast supporter» – «поддерживатель груди» на косточках с перекрещивающимися на спине бретелями, да ещё и с застёжкой-крючком (hook-and-eye closure).
3. Лифчик из носовых платочков
В 1914 году американка Мэри Фелпс Джейкобc запатентовала «бюстгальтер без спинки» («backless brassiere»). Согласно одной из вариаций истории «рождения» «лифчика без спинки», Мэри никак не могла смириться с тем, что из-под вечернего платья с открытой спиной неэстетично выглядывают фрагменты жёсткого корсета. И вместе со служанкой сшила себе из двух носовых платков и нескольких ленточек нечто похожее на современный бюстгальтер без поролона.
4. Утомился раздевать новобрачную, или Первый бра-модельер мужского пола
…И вдруг на арене бра-модельеров в 1912 году появляется… мужчина! Однажды немецкий фабрикант Зигмунд Линдауэр, производивший корсеты и в ус не дувший по поводу их удобства, женился. Свадебное путешествие превратилось в пытку из-за бесчисленных пуговиц и крючков на нижнем белье красавицы новобрачной. Когда медовый месяц закончился, возмущённый герр Линдауэр поспешил сконструировать бюстгальтер, который мужчинам будет легко снимать.
5. Преступница или политик – только в Maidenform!
Благодаря русской эмигрантке Иде Розенталь конструкция бюстгальтера была усовершенствована. Лиф был разделён на две чашечки, размеры которых наконец-то зависели от размера груди (кстати, стандартизировать размеры госпоже Розенталь помогал муж – основатель известной компании по производству белья «Maidenform»). Вставка между чашечками из эластичного материала –также заслуга Иды, как и регулируемые застёжки, которые фирма Maidenform запатентовала в 1942 году.
Во время Второй мировой фирма «Maidenform» (и многие другие предприятия лёгкой промышленности) выпускала несколько иную продукцию: военную форму, парашюты и др. Но уже 1949 г. супруги Розенталь развернули масштабную рекламную кампанию со слоганом «Мне снилось, что я … в моём Maidenform» («I dreamed I ... in my Maidenform bra»).
На рекламных плакатах девушки в бюстгальтерах изображали актрис, бандиток, политиков, очаровательных подсудимых, шахматисток и игроков на бильярде, но одно оставалось неизменным: радость жизни возможна только в бюстгальтере от Maidenform!
6. «Торпеды», которые приковывают взгляд
В 1940–1950-е годы наиболее популярной становится модель бюстгальтера bullet bra (torpedo bra). «Бюстгальтер-пуля» («бюстгальтер-торпеда») отличался специфической остроконечной формой чашек. Женщины нисколько не были смущены – напротив, на bullet bra надевался тонкий обтягивающий свитер.
Благодаря популярному вестерну 1943 года «Вне закона», где героиня Джейн Рассел бесстыдно возлегает на сеновале в провокационном bullet bra, данная модель бюстгальтера приобретает популярность и среди «земных женщин».
Порой, конечно, и до абсурда доходило, но женщины – создания увлекающиеся. Тем более, что любимые актрисы – и Мэрилин Монро, и Софи Лорен, и Элизабет Тейлор – задавали моду на «пули». От них не отставали и героини пин-апа.
7. Маленькая грудь? Нужно надуть!
В конце 1940–1950-х фирма «Fredericks of Hollywood» порадовала тех женщин, которые всегда найдут в себе изъян. Отныне с помощью новомодной модели blow up дамы могли… надуть грудь своей мечты! Для этого с бюстгальтером в комплекте шла специальная трубочка.
Стремление к совершенству не обходилось и без курьёзов. Например, однажды во время полёта у соблазнительно «надутой» стюардессы грудь начала стремительно расти. Девушка схватила шпильку, предложенную одной догадливой пассажиркой, и стала втыкать в бюстгальтер. Пассажир-мужчина, наблюдавший сцену, решил, что происходит то ли захват самолёта террористами, то ли самоубийство, то ли и то и другое… Гражданин набросился на стюардессу, повалил её на пол; началась потасовка… Одним словом, не грудь – бомба.
8. Анжелика и «балконет»
В 1960-е годы среди женщин необычайно популярна серия фильмов по романам Анн и Сержа Голон об Анжелике. Бюст Мишель Мерсье, нескромно выглядывавший из экстремально декольтированных нарядов эпохи Людовика XIV, становится эталоном, приблизиться к которому женщины даже и не мечтали. В действительности же для съёмок в «Анжелике» актриса носила специальную модель бюстгальтера, которая мягко и надёжно поддерживала грудь снизу, но позволяла носить глубокое декольте – так называемый balconette bra, или «балконет».
Модель с удобными «балкончиками» для бюста стала идеей фикс в первую очередь среди не избалованных бельевым ассортиментом женщин Советского Союза. Иметь «лифчик как у Анжелики» было просто счастьем. Вплоть до сегодняшнего дня многие русскоговорящие дамы называют бюстгальтер с открытой верхней частью и широко расположенными (часто отстёгивающимися) бретелями «анжелика».
9. Враги бюстгальтера
В 1968 году американские феминистки в рамках акции протеста публично снимали с себя бюстгальтеры, чтобы сжечь. Целью акции было привлечение внимания к проблеме сексизма: бюстгальтер, по их мнению, – это не удобная для самой женщины вещь, а «отвратительный символ угнетения женщины», «увековечивающий мужскую фантазию о надутых буферах». Феминистки призывали женщин принять своё тело таким, какое оно есть, не носить бюстгальтер и тем самым отказаться от роли сексуально привлекательного неодушевлённого предмета.
10. Для спортивных леди
В 1977 году дизайнеры Лайза Линдел и Хинда Миллер, осознававшие неудобства обычного бюстгальтера во время занятий спортом, разработали специальную модель для бега. Спортивный топ jogbra (в перводе с английского jogging – «бег трусцой») был мягче и эластичнее по сравнению с привычными лифчиками.
Разумеется, с тех пор спортивные топы неоднократно совершенствовались: материалы становились всё более эластичными, были разработаны компрессионные (прижимающие грудь) для женщин с небольшим бюстом и инкапсулирующие (поддерживающие каждую грудь по отдельности) для дам с размером С и более модели.
11. Пуш-ап и автокатастрофы
В 1990-е годы фирма «Wonderbra» предлагает женщинам бюстгальтер мечты с пуш-ап эффектом: конструкция с объёмными подушечками в нижнем сегменте чашечек значительно приподнимала грудь (+сдвигала к центру), за счёт чего любая обладательница «wonderbra» выглядела сногсшибательно.
Позаботилась фирма «Wonderbra» и о рекламе. Так, например, в 1994 году билборды «Hello Boys» с изображением Евы Герциговой в пуш-ап продукции были настолько хороши, что их… пришлось убрать. Дело в том, что водители авто, рассматривая Еву, переставали следить за дорогой; доходило до ДТП. Пуш-ап – страшная сила.